2008-08-10

Tichvinkos vandenys


В девяти километрах от Великого Новгорода вниз по течению Волхова, на правом его берегу, есть возвышенность. А под нею – болото, оно звалось Видень. Потому что на нем нечто виделось. Место считалось нехорошим, худым, отсюда и имя Хутынь (ср. Худынское место силы). Где-то во второй половине 12-го века монах по имени Варлаам увидал на Хутыни луч света и решил: это знак. И поселиться на горке. К отшельнику присоединились несколько товарищей и среди них – человек, известный под монашеским именем Антоний.

Варлаам уже при жизни был чудотворец. Прозорливый мистик, он мог тонко влиять на городскую политику. По каким-то делам он послал Антония в Константинополь. По каким? Говорят: чтобы встретиться с вселенским патриархом. Но в чем смысл этой встречи – неизвестно. Известно только, что Антоний пропадал лет пять, а Варлаам его ждал. Умер, только когда посланец вернулся. Антоний стал настоятелем Хутынского монастыря, основанного Варлаамом в 1192 году. Все-таки что принес Антоний из Греции? Что-то должен был принести, раз был послан. Какую-то весть, благословение, может, икону (вот принес же с Афона его земляк Арсений Коневецкую Богородицу и заклял с ее помощью Ладожских бесов). Но ни о чем, принесенном Антонием, не сообщается. Вообще, эта история слишком похожа на сон: все запутано, мотивировки скрыты, персонажи двоятся, даты до конца не ясны. Сон, впрочем, можно истолковать.

Антоний недолго был настоятелем. В какой-то момент вдруг покинул Хутынь и ушел на восток, в места, которые новгородские летописи называют «страной Тифинской». То есть – Тихвинской. На языке туземных вепсов «тихе» значит «тягучий», «веен» – «вода», а «йоки» – «река». Вместе получается нечто близкое к современному написанию реки Тихвинки. Антоний не стал селиться на этой уже довольно обжитой реке, а выбрал место в сторонке, на Дымском озере. Там есть среди озера камень, который – то чуть поднимается над поверхностью, то исчезает (по сезону). На нем пришелец провел много лет. Приплывал, садился и медитировал, глядя на волны, на облака, плывущие в зеркале вод, на ныряющих уток... Умирая, завещал, чтобы никто не входил в основанный им на берегу монастырь, не омывшись сперва в водах озера. До сих пор сохранился обычай оплывать вокруг камня.
Собственно, это древний обряд, который вепсы еще и сегодня практикуют в некоторых местах. Например, в деревне Сидорово Бокситогорского района на Казанскую (21 июля) ритуально купаются в озере Шидр-Ярвь (русские это переиначивают в Сидорово). Изначальный смысл мероприятия – принести жертву Вэдэхийне, Водяному.

Komentarų nėra:

Rašyti komentarą