2008-08-16

Iš "Idioto", apie vaikus



Там... там были всё дети, и я всё время был там с детьми, с одними детьми. Это были дети той деревни, вся ватага, которая в школе училась. Я не то чтоб учил их; о нет, там для этого был школьный учитель, Жюль Тибо; я, пожалуй, и учил их, но я больше так был с ними, и все мои четыре года так и прошли. Мне ничего другого не надобно было. Я им всё говорил, ничего от них не утаивал. Их отцы и родственники на меня рассердились все, потому что дети наконец без меня обойтись не могли и всё вокруг меня толпились, а школьный учитель даже стал мне наконец первым врагом. У меня много стало там врагов, и всё из-за детей. Даже Шнейдер стыдил меня. И чего они так боялись? Ребенку можно всё говорить, — всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они всё понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет. О боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно ее обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете. Впрочем, на меня все в деревне рассердились больше по одному случаю... а Тибо просто мне завидовал; он сначала всё качал головой и дивился, как это дети у меня всё понимают, а у него почти ничего, а потом стал надо мной смеяться, когда я ему сказал, что мы оба их ничему не научим, а они еще нас научат. И как он мог мне завидовать и клеветать на меня, когда сам жил с детьми! Через детей душа лечится...

Lietus, Carskoje selo, vėl lietus, Gorochovaja, teatras



Pavargau nuo aukso ir gintaro kambarių... O licėjaus pastatas uždengtas pastoliais ir polietilenu... Vis dėlto, verta įsidėmėti, kad čia didysis poeta A.P. pasijuto jąja esąs:

В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею. Лицей - в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в романе в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам.

В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась!
Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт...


А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

2008-08-15

Dostojevskis, namai - šuliniai ir kita



Ačiū Skaisčiui Mikulioniui, kad gyvename Gorochovaja gatvėje, kurią šiandien jau baigiu nušlifuoti iki blizgesio. Taigi, žodis Fiodorui Michailovičiui:

«Он знал про дом, что он находится в Гороховой, неподалеку от Садовой... Подходя к перекрестку Гороховой и Садовой, он и не ожидал, что у него с такой болью будет биться сердце. Один дом, вероятно, по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: „Это, наверное, тот самый дом". С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал. Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами... В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: „Дом потомственного почетного гражданина Рогожина"».

Князь Мышкин шел из района Песков (мы уже рассказывали о происхождении этого названия). Поэтому он должен был идти по Гороховой улице со стороны Загородного проспекта. Не доходя Садовой улицы, Мышкин почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Он всего в три этажа. Фасад без каких бы то ни было украшений. В центре дома — подворотня. Дом старый и весьма прочный, он длинный и приземистый, как добротный купеческий сундук. Правда, дом не имеет редких окон на фасаде, но в остальном весьма похож на рогожинский. Внешности дома Рогожина Достоевский придавал особое значение. Дом служил своего рода продолжением характеристики персонажа. Наблюдательный и чуткий князь Мышкин замечает, что рогожинская цитадель весьма похожа на самого Парфена. Трагической сценой в доме Рогожина заканчивается роман «Идиот». Князь и Рогожин безмолвно и отрешенно взирают на убитую Парфеном Настасью Филипповну. У Мышкина вновь начинается приступ эпилепсии. Рогожин близок к умопомрачению, а над ними картина, изображающая мертвого Христа, только что снятого с креста. И холодом веет от этого дома-склепа.
P.S. dar buvau ekskursijoje Peterburgo cerkvės. Marinistinis miesto peizažas paliktas mano kolegės atsakomybei. Aš kuruoju sielovadą :)
P.P.S. Gražu čia be galo, bet jau norisi užsikėlus kojas kokiam skverely prie Isakijaus pasmaksoti nieko nereginčiu žvilgsniu. Dieve, kiek šventųjų šiandien tiriamai žiūrėjo man į akis...

Žolinės prie Imperijos simbolių


Uspenije. Dormition. Žolinė. Kaip keista, kad dažniausiai per Žolinę visada būnu toli nuo namų. Gal todėl, kad suprasčiau, kad viskas šioje Žemėje visiems padalinta vienodai...

Per pastarąsias savaites Marijos akys lydėjo nuolat.

Bet niekada nepamiršiu 1997-ųjų Žolinių, kai alsus Niujorkas pirmąkart pasitiko mane, ir besilydančiame asfalte pasiliko mano pėdos... Tuomet šv.Patriko bažnyčios raudoni kunigų apdarai, giesmės ir kuklios vaišės simboliškai palaimino mano kelionę tame mieste... Tų Žolinių nepamiršiu niekada.

Šiandien tai tebūna Gruzija, nors gyvenu 5 minutės nuo "Александрийский столп", pergalės prieš Napoleoną simbolio... Ironiška. Siunčiu jums gruziniškos muzikos ir akių.
Apkabinu.


2008-08-14

Visus su pergale


Pagaliau mes ir vėl Piteryje. Gerai, kad sugalvojome pasilikti lietuvių namuose, nes įtampa, tvyrojusi tarp projekto organizatorių ir teksto autorės, sprogo... :)

Pirmiausia, smagu tai, kad išgirdau daug gražių žodžių iš vaikų, o ypač - lenkų ir rusų - jie mums pavydi ... laisvumo. Na, vokiečiai išvis draugai. O suomiai - dar daugiau :) Chebra, Lietuva veža. Antra, tikrai pamilau tuos vaikus ir patyriau daug džiaugsmo (kūrybinio beigi žmogiško).

Trečias įvykis - šiandien kone nualpau Piterio pievelėje greta autobuso, ir tik Elonos dėka buvau reanimuota.

Ketvirtas - bjaurus prisiminimas - visiems girdint, pasiunčiau projekto organizatores f... kryptimi.

Penkta, vėl turime bėdos su registracija, tad ar grįšime pirmadienį, tai dar klausimas.

O visa kita puiku. Likusias naktis praleisime prie Admiraliteto ir Ermitažo, su nuosavu kambariu, virtuve ir internetu. Skaipinti nepavyks, bet jo vaidmuo jau išseko. Į šiukšlyną jį.

Na o visų nuotykių esmę nusako mano simpatuko Roberto poza nuotraukoje (the Bronx break;)...

Bučiuoju, apkabinu, mus ir jus su pergale....

2008-08-13

Sudie, Tichvine tu mano centrinis…


Šiandien paskutinė diena Tichvine. Visi elektros prietaisai transliuoja apie gedulo dieną Rusijoje. Kaip tyčia, tarp mano švarių drabužių liko tik juoda graikiška „tunika“. Atrodo, kad visai nustosiu galvoti, nes viskas, absoliučiai viskas einasi savaime. Protas visiškai atjungtas. Liko tik plaukti pasroviui. Galva tik bendro dekoro detalė. Svarbiausia kojos ir plaučiai, na ir širdis turbūt.
Šiandien projektų pristatymas, dėl kurio labai jaudinausi, tačiau jau nieko negaliu pakeisti, todėl tiesiog einu ir kvėpuoju, o visa kita nesvarbu. Vaikai tikrai didvyriškai laikosi.
Vakare bus tūsas, bet aš veikiau pasėdėčiau kur ant tiltelio per Tichvinką, kol uodai suės iki kraujo. Mano vaidmuo baigėsi.
Sudiev, Tichvine. Rytoj per russkoje bezdorožjė grįžtame į Piterį. Ten dar trys dienos, ir, jeigu bus lemta, laimingai grįšime namo.
Ko pasiilgsiu? Pirmiausia, vaikų. Dabar dar einu į vadinamąją autobusų stotį palydėti estukės Susan, nupirkau jai aviečių stiklinę. Kokia graži mergaitė!!! Tokių nebūna gamtoje. Ji turbūt iš kažkur iš TEN. Be abejo, dar pasiilgsiu Henriko, to juodo humoro kupino suomio, kurio toks gilus žemas balsas, nuo kurio šiurpuliukai eina, beje, jie abu įamžinti mano nuotraukoje su Šekspyro sonetu. Na, ir ką čia slėpti - vokietuko Roberto, to gyvsidabrio - breiko šokėjo, visų galų meistro ir iniciatoriaus iš Potsdamo. (...) Jei bus lemta, kitąmet su juo dar susitiksime Potsdame. Jei ne, ką gi. Į atminties albumą.
„Spasi i sochrani“ - taip laimina Tichvino Dievo motina.
P.S. Prezentacijos pavyko!!! Visa kita - tufta :) Gavau sąsiuvinį, prirašytą komplimentų. Suomis Jonas ryškiai buvo parūkęs, nes tekstą suprasti reikėjo itin didelių pastangų. Robertas pasirašė kaip "mano Šventasis Lukas". Taip ir nepaklausiau, kodėl...
P.P.S. Pavyko maudymosi seansas Tichvinkoje. Jėga - veidu į vienuolyno kupolus, vakaro saulei skverbiantis pro medžių šakas, irtis prieš srovę 16 laipsnių (pasak Elonos) sieringame vandenyje :)

2008-08-12

По щучьему велению, по моему хотению



„Обычно Вэдэхийне является людям в виде коряги, камня, выглядывающего из воды, утопленника, старой замшелой щуки, которая может принести много пользы, если правильно попросить. Заклинание, к счастью, общеизвестно: «По щучьему велению, по моему хотению». Но, боюсь, причина и следствие в сказке перепутаны. Это не Иван должен поймать щуку. Это щука ловит Ивана. И тогда он сам превращается в Водяного, способного по своему щучьему хотению творить чудеса.
Теперь, я надеюсь, понятна природа святости Антония: он стал Водяным. Речь не о том, что он телесно стал Щукой. Просто человек, проводящий жизнь на камне среди воды, неизбежно должен превратиться в водяного духа. Уже камень, который то всплывает, то ныряет, может оказаться в глазах простодушного мистика (как и глубоко проникшего в суть вещей человека) Хозяином озера. Ну, а если на камне все время сидит человек? Кто он, спрашивается? И что нам с того, что когда-то он, может, беседовал с патриархом и был настоятелем монастыря? Перед нами медицинский факт: Водяной принял человеческий облик. А уж каким манером он вочеловечился – неважно. Скорей всего, заманил на камень бродягу и вселился в него. И не говорите мне, что этот бродяга пришел на озеро, чтобы заклясть место силы. Я и без вас знаю, что у христиан принято уничтожать чужие святилища. Я также знаю, что Антоний боролся на камне с демонами. Но ведь чаще всего борец сам превращается в то, с чем он борется. Собственно, в этом и состоит тайна святости: пришелец становится тем самым духом, в место силы, которого пришел.“

P.S. žodžiu, įvyko kažkas neįtikėtino. Vietoje Tichvinkos teko išsimaudyti Dymskio ežere ir apiplaukti tą iš vandens kyšantį kryžių tris kartus prieš laikrodžio rodyklę. Taip padaryti reikalauja paprotys prieš patenkant į koplyčią. Taigi šventasis Antanas mane atviliojo pas save. O dar jei papasakočiau, kaip ten atsidūriau... O buvo taip - purvinoje pliurzoje, kuri vadinasi autobusų stotis, ėmiau dairytis tvarkaraščio, nes turėjau porą valandų, laisvų nuo užsiėmimų. Vairuotojas pats paklausė, kur man reikia. Sakau - į Antonijaus Dymskio vienuolyną. Sako - sėsk. Tada paaiškėjo, kad nuo stotelės reikės keletą km eiti pėsčiomis mišku. Oh, God. Na, einu einu. Viena mašina pravažiavo, nesustojo. Antra - nesustojo. O trečia ėmė ir sustojo. Ogi - čigonai. Sakau - pavešit? Sėsk. Na, privažiavom, radom monastyrių, o jis užrakintas. Sutinkam tokį piktą senį. Jis man sako - vy otkuda. Sakau - iz Tichvina ja (Bus man Bulgakovą mėgdžioti). A gde vash batiuška? Kto? Tada sakau - ja voobshe to iz Litvy. Nu, togda podoždite. Snačala sdelajte omovenije v Dymskom ozere, a togda už vozvraščaites‘. Taip mes ir nuėjom į tą ežerą - čigonas, čigonė ir aš. Na, atlikome tą omoveniją. Tada grįžom į vienuolyną, ir viską užbaigėme. Tada sakau - tai gal ir atgal pavešit? Iki plento. Sėsk. Na, atvažiuojam iki plento, jie susiskambina su kažkuo. Tai, sakau, ačiū. Sako, palauk. Iki Tichvino pavešim. Pavažiuojam kiek, staiga prie jų prisigretina kitas automobilis, ir iš ten smalsiai iškiša galvas kiti čigonai ir įsistebeilija į mane. Taaak, galvoju aš. „Pokatajemsia po gorodu“ (Zemfira). O jie sako - nebojsia, eto našy bratja. Tada aš sakau - ja ne bespokojus‘, tolko ne ponimaju, o čiom vy govorite. O jie man - a počemu vy odna i peškom? Na, žodžiu jie pamanė, kad aš iš Tichvino pėsčiom atkėblinau. Pagaliau paveža jie mane iki pat tos vietos, kur man reikia, aš padėkoju, ir esu tikra, kad jie pamano, kad man poros šriubelių trūksta. Kodėl? Pėsčiomis, su rokerės skara ant kaktos ir juodu sarafanu... Dar paklausė - a vy v monastyre živiote? Sakau, v škole... S det‘mi. Aaaaaaaa.... Nors gyvename puikiajame viešbutyje. Įeinu kaip žadėjusi į auditoriją tiksliai minutė į minutę, o chebra sau kuria projektus ir net neįtaria, kad aš vos ne Vandenis, to biš padaras vardu Vedechijnė. (hm...., o dar be kai kurių aprangos elementų po sarafanu..., su kuriais maudžiausi, dar gerai, kad turėjau pasiėmusi striukę). Gera istorija, ką?
Tai dabar jau ir Tichvinkoje nebesimaudysiu. Burtai dar stipriai veikia.

2008-08-11

Ежик в тумане




11 августа по народному календарю — Калинник, Калинов день. С этого дня часто бывают туманы, которые предвещают резкое похолодание, которое убивает на жнивах хлеб. В отдельные годы в этот день и около него бывают холода, вредные для хлеба.Крестьяне так же боялись сырого тумана, который называли «мороком», потому и молились: «Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не морозом».Примечали: если на Калинника туман — припасай косы про овес с ячменем», или «готовь закрома про овес с ячменем».На Калинов день не будет утренников, так и Луппа (5 сентября) не заморозит. Говорили: «Калина не закалинит, так и Луппа не залупит». Если спелый овес во второй раз зазеленеет — осень будет ненастной.
Искренне ваша...
P.S. Tichvine karo nesigirdi....

2008-08-10

Sunday, August 10, projects started


Just a perfect day,
Drink Sangria in the park,
And then later, when it gets dark,
We go home.
Just a perfect day,
Feed animals in the zoo
Then later, a movie, too,
And then home.

Oh it's such a perfect day,
I'm glad I spent it with you.
Oh such a perfect day,
You just keep me hanging on,
You just keep me hanging on.

Just a perfect day,
Problems all left alone,
Weekenders on our own.
It's such fun.
Just a perfect day,
You made me forget myself.
I thought I was someone else,
Someone good.

Oh it's such a perfect day,
I'm glad I spent it with you.
Oh such a perfect day,
You just keep me hanging on,
You just keep me hanging on.

You're going to reap just what you sow,
You're going to reap just what you sow,
You're going to reap just what you sow,
You're going to reap just what you sow...

More from artist :
Lou Reed

More from album :
Transformer

Tichvinkos vandenys


В девяти километрах от Великого Новгорода вниз по течению Волхова, на правом его берегу, есть возвышенность. А под нею – болото, оно звалось Видень. Потому что на нем нечто виделось. Место считалось нехорошим, худым, отсюда и имя Хутынь (ср. Худынское место силы). Где-то во второй половине 12-го века монах по имени Варлаам увидал на Хутыни луч света и решил: это знак. И поселиться на горке. К отшельнику присоединились несколько товарищей и среди них – человек, известный под монашеским именем Антоний.

Варлаам уже при жизни был чудотворец. Прозорливый мистик, он мог тонко влиять на городскую политику. По каким-то делам он послал Антония в Константинополь. По каким? Говорят: чтобы встретиться с вселенским патриархом. Но в чем смысл этой встречи – неизвестно. Известно только, что Антоний пропадал лет пять, а Варлаам его ждал. Умер, только когда посланец вернулся. Антоний стал настоятелем Хутынского монастыря, основанного Варлаамом в 1192 году. Все-таки что принес Антоний из Греции? Что-то должен был принести, раз был послан. Какую-то весть, благословение, может, икону (вот принес же с Афона его земляк Арсений Коневецкую Богородицу и заклял с ее помощью Ладожских бесов). Но ни о чем, принесенном Антонием, не сообщается. Вообще, эта история слишком похожа на сон: все запутано, мотивировки скрыты, персонажи двоятся, даты до конца не ясны. Сон, впрочем, можно истолковать.

Антоний недолго был настоятелем. В какой-то момент вдруг покинул Хутынь и ушел на восток, в места, которые новгородские летописи называют «страной Тифинской». То есть – Тихвинской. На языке туземных вепсов «тихе» значит «тягучий», «веен» – «вода», а «йоки» – «река». Вместе получается нечто близкое к современному написанию реки Тихвинки. Антоний не стал селиться на этой уже довольно обжитой реке, а выбрал место в сторонке, на Дымском озере. Там есть среди озера камень, который – то чуть поднимается над поверхностью, то исчезает (по сезону). На нем пришелец провел много лет. Приплывал, садился и медитировал, глядя на волны, на облака, плывущие в зеркале вод, на ныряющих уток... Умирая, завещал, чтобы никто не входил в основанный им на берегу монастырь, не омывшись сперва в водах озера. До сих пор сохранился обычай оплывать вокруг камня.
Собственно, это древний обряд, который вепсы еще и сегодня практикуют в некоторых местах. Например, в деревне Сидорово Бокситогорского района на Казанскую (21 июля) ритуально купаются в озере Шидр-Ярвь (русские это переиначивают в Сидорово). Изначальный смысл мероприятия – принести жертву Вэдэхийне, Водяному.