2008-10-25


«П5»: ловушка для снов
07/10/2008 11:26
После выхода каждой новой книги Пелевина считается чуть ли не хорошим тоном посетовать: «А Пелевин-то уже не тот! Повторяется, перепевает себя же». Но это уже после того, как сетующие, торопясь и захлебываясь, «проглотили» очередное пелевинское сочинение, только-только появившееся на прилавках. Недаром в «Буквоеде» очередь за сборником «П 5» (читается «П в пятой степени» и расшифровывается как «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана») занимали за четыре часа до начала продаж, только что номерки чернилами на ладошках не писали.... Как бы ни относились к Пелевину, он определенно «подсаживает» читателя, заставляя его с нетерпением ожидать новой дозы, строго отмеренной и выдаваемой через довольно долгие промежутки времени — обычно не меньше года, но и не больше двух, чтобы успели соскучиться, но окончательно не забыли … Сборник «П 5» (читается «П в пятой степени» и расшифровывается как «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана») включает три небольшие повести, проложенные двумя рассказами. Похоже, после нескольких попыток освоить романную форму Пелевин вернулся к короткой прозе — и это можно только приветствовать. Ведь писатель никогда не был литературным стайером: его дыхания не хватало, чтобы удержать единый ритм на протяжении нескольких сотен страниц, и любой его роман (за исключением, может быть, «Ампира V») распадается на ряд отдельных новелл. Зато новеллы всегда виртуозны и неожиданны даже в своей ожидаемости. Ведь чего мы ждем от Пелевина? Умного, ироничного, едкого рассказа о нас самих — или о тех, кем мы себя считаем. И он соответствует ожиданиям — легко оперирует новыми реалиями и наглядно демонстрирует, как из хищнического капитализма 90-х («ДПП(нн)») и жесткого фээсбэшного прессинга 2000-х («Ампир V») рождается новый имперский монолит, занятый «несуетливым золочением безмерного иконостаса» и проникнутый общим настроением «спокойной гордости за успехи страны», которым дышат даже прогнозы погоды и аннотации книг. В этом новом мире ключевыми фигурами становятся уже не рекламщики, а идеологи-политтехнологи, которые с помощью вездесущего «дяди Пети» (фамилию впишите сами) создают для отечественных олигархов — дабы удержать их вместе с капиталами в родной стране — «пространство персонального наслаждения» («Зал поющих кариатид»). А из смысловых идеологических обрезков, оставшихся от «более статусных и бюджетных проектов по развитию русского национального самосознания», шьются политические пиджаки для новых шутов режима («Некромент»). С привычной щедростью Пелевин рассыпает по страницам изящные и меткие формулировки, которые так и просятся в карманный цитатник, наряду с уже прижившимися там «гламурами» и «дискурсами». «Контркультура — это когда с неприличными словами и на дешевой бумаге. Чтобы можно было обсирать глянец». «Карманный диссидент — это типа как злой карлик с бубенцами. В гламурных кругах считается очень даже шикарно». «Патриотизм и любовь к России в русской душе живы и часто просыпаются, но сразу обваливаются в пустоту, поскольку становится ясно, что их уж не к чему приложить — это как попытка поцеловать Марию-Антуанетту после того, как силы прогресса отрубили ей голову…» На самом деле, конечно, Пелевин не сказал ничего такого, что мы бы ни знали. Так, собственно, он и не претендует на открытия, довольствуясь ролью «зеркала русской действительности» и действуя по принципу акына: «что вижу, о том пою». Только у нашего акына особое зрение, позволяющее ему там, где мы уже не видим ничего, кроме набившей оскомину повседневности, разглядеть вавилонскую башню абсурда. И уже вслед за Пелевиным мы тоже заново фокусируем свое зрение — будто рассматриваем «волшебные картинки», в которых из пестрых точек и пятен внезапно складываются объемные фигурки... В этом смысле Пелевин поступает подобно мастеру дзэн, с помощью бессмысленных на первый взгляд загадок-коанов добивающегося от ученика внезапной вспышки прозрения. Возможно, именно поэтому в новой книге так много автоцитат: Пелевин без всякого стеснения крадет у самого себя персонажи, идеи и сюжеты, легко и непринужденно ими жонглируя. Постоянные читатели узнают аллюзии на «Жизнь насекомых» («Зал поющих кариатид») и «Вести из Непала» («Кормление крокодила Хуфу»), «Ампир V» («Пространство Фридмана») и «Generation П» («Некромент»), «Омон Ра» («Ассасин») и «Девятый сон Веры Павловны» (снова «Поющие кариатиды»). Однако это вовсе не повод разочарованно констатировать, что Пелевину не хватает фантазии. Он словно сшивает крупными неровными стежками свое творчество в некий единый конгломерат, лишний раз показывая, что ничего со времен его первых рассказов не изменилось — даже если рябь на поверхности приняла другой вид. Мы все так же гонимся за пустотой, хотя бессмысленно гнаться за тем, что нас окружает…И вся наша жизнь — по-прежнему неверный сон, который Пелевину удается улавливать в словесные сети, сохраняя его обманчиво-зыбкую глубину. Но, демонстрируя нам наши собственные сновидения, Пелевин вовсе не исключает для нас возможности проснуться. Вопрос, хотим ли мы этого сами?
Юлия Зартайская, Фонтанка. ру

Over the rainbow


http://www.youtube.com/watch?v=1HRa4X07jdE
http://www.youtube.com/watch?v=eq0EWNuR1H8&feature=related

2008-10-24

ir vėl Robertas (1963-2008)

http://robertasdanys.piczo.com/?g=1&cr=1

"Man patinka klausytis.
Man patinka klausytis tavęs.
Dar ne mano. Galbūt nė ne mano.
Man patinka trankytis po gerojo miesto gatves,
kuriuose kažkada vienas kitas žmogus dar gyveno
Man patinka klausytis tavęs ir savąja kalba tau kalbėti.
Aš žinau - mes po vieną. Ir mes - dar ne mes.
Mūsų žodžiai - lyg spalvos palaidos paletėj,
bet galbūt juos į darnų paveikslą likimas suves.
O kol kas tik klausau. Tik klausau ir tikiu
kiekviena išgirsta raidele. Ir gatves
ištuštėjusias tyliai per naktį regiu.
Man patinka klausytis. Be galo patinka klausytis tavęs..."

***
"Norai:
1. Norėčiau, kad visi kurie mane moko, gyventų patys taip, kaip mane moko...
2. Norėčiau tamsų lapkričio vakarą nieko nematyti, nieko nejusti ir girdėti vien besimeldžiantį sušilti paukštelį...
3. Norėčiau būti ant medžio šakos, tiesą sakant - po ja... nes tiek daug juodvarnių medy lakštingalom giedančių...
4. Norėčiau pasirašyti visas saugaus elgesio ir kitokias instrukcijas, kad ramiai galėčiau skaityti poeziją...
5. Norėčiau, kad Dievas kuriam laikui apleistų davatkėles, o gal atvirkščiai, - kad nors kart į jas dirstelėtų...
6. Norėčiau, kad su pirmomis snaigėmis ant žemės nusileistų tavo neparašyti laiškai ir, kad jie niekuomet neištirptų...
7. Norėčiau, kad atgalios bent dvidešimt metų, ir kad pusės sutiktų nesutikčiau...
8. Norėčiau sutikti tuos, kurie laukia, o ne kurie nori būti laukiami...
9. Norėčiau, kad vaikai kuo mažiau paisytų suaugusių taisyklių, gal tuomet mažiau būtų gėda pačiam būt suaugusiu...
10. Norėčiau kuo mažiau matyti gyvųjų, gražiai save nutapiusių dailiame fone ir įsirėminusių auksiniuose rėmeliuose...
11. Norėčiau pasigerti su savo draugu Aidu, kuris rašo: "O visa kita - žaismas putų, Išsipagiriota, išsibūta, Dūšele, eikite, namo"
12. Norėčiau, kad neišmoktumėt, o mokėtumėt...
13. Norėčiau, kad Veronikos karvutė būtų kvailesnė už iškilias asmenybes...
14. Norėčiau, kad pamaldūs pasimelstų už tai, kad grąžintų mums sielas...
15. Norėčiau... bet negaunu. Norėčiau... bet nebūna. Taip, žmogau, ir gyveni norais sotus, mandagų vaidinantis, iš kitų besimokantis aktorystės... Pasirodo, vis dar lankau dramos būrelį..."

Viljamas Bleikas

WILLIAM BLAKE
The Fly


Little Fly,
Thy summer’s play
My thoughtless hand
Has brushed away.

Am not I
A fly like thee?
Or art not thou
A man like me?

For I dance
And drink, and sing,
Till some blind hand
Shall brush my wing.

If thought is life
And strength and breath,
And the want
Of thought is death;

Then am I
A happy fly,
If I live,
Or if I die.

(((())))


"Please accept from me this unpretentious bouquet of very early-blooming parentheses: (((())))." Buddy Glass: “Seymour An Introduction”


"Prašau priimti iš manęs šią nepretenzingą anksti pražydusių skliaustų puokštę: (((())))"

Dž.D.Selindžeris

2008-10-22

supakuoti prisiminimai

"Gyvenimo prasmingumą irgi lemia jo viršūnės, ir vienintelis įvykis retrospektyviai gali suteikti prasmę visam gyvenimui. Paklauskime alpinisto, kuris stebi saulėlydžio nutviekstas Alpes, taip sukrėstas gamtos didybės, kad šiurpuliai eina per nugarą, - paklauskime, ar po tokios patirties jo gyvenimas gali kada nors tapti visiškai beprasmis."(Viktoras Franklis. Sielogyda. Vilnius: Vaga. 2008-98 p.)
Keista, kaip sykis aptikau diskusiją ta tema, visai netyčia:
Na, galiu tik viena pasakyti, kad kai nupuoli į dugną, tik tada supranti, kokių viršukalnių iš tikrųjų ilgiesi.
Su meile.

2008-10-21

Eternal Sunshine (Jausmų galia, rež. M.Gondry)


One of the many rewarding parts of "Eternal Sunshine of the Spotless Mind" is the fact that the film contains almost no dialogue that sounds like actual neuroscience. The film, as you may already know, tells the story of two star-crossed lovers whose stars have gotten so crossed that they decide to erase their memories of each other, using the services of a company called Lacuna Inc. Lacuna's offices have been cunningly art-directed to look like a low-rent plastic surgeon's, which is precisely the point. Memory erasure, in Eternal Sunshine's world, is just the next logical step up from breast augmentation and Prozac. For the record, using today's technology, it is not possible to selectively erase an entire person from your memory. But Eternal Sunshine still demonstrates a remarkably nuanced understanding of how the brain forms memories, particularly memories about intense emotional experiences.
The emphasis on feeling over data processing puts Eternal Sunshine squarely in the mainstream of the brain sciences today. We now know that the brain stores emotional memories very differently from unemotional ones. Negative emotional memories, for instance, tend to capture more details about the experience than positive ones: You remember the general feeling of a nice day at the beach, but you remember every little detail of the two seconds when that Buick crashed into you back in high school. Particularly traumatic memories appear to be captured by two separate parts of the brain: the hippocampus, the normal seat of memory, and the amygdala, one of the brain's emotional centers. People incapable of forming long-term memories thanks to hippocampal damage can nonetheless form subconscious memories of traumatic events if their amygdala is intact. Someone suffering from the Memento condition would likely have a feeling of general unease encountering a person or a situation that had caused them harm in the past, though they wouldn't be able to put their finger on what was making them uncomfortable. In Eternal Sunshine, something like this happens. There are several instances in the movie where Clementine appears to have a trace emotional memory of an event that has been wiped from her waking mind. (...)
To create a synaptic connection between two neurons—the associative link that is at the heart of all neuronal learning—you need protein synthesis. Studies on rats suggest that if you block protein synthesis during the execution of learned behavior—pushing a lever to get food, for instance—the learned behavior disappears. It appears that instead of simply recalling a memory that had been forged days or months ago, the brain is forging it all over again, in a new associative context. In a sense, when we remember something, we create a new memory, one that is shaped by the changes that have happened to our brain since the memory last occurred to us.
Theoretically, if you could block protein synthesis in a human brain while triggering a memory, you could make a targeted erasure. The technicians at Lacuna Inc. appear to be doing something along these lines in the film. (...)
(The Science of Eternal Sunshine. You can't erase your boyfriend from your brain, but the movie gets the rest of it right. By Steven Johnson)


does Orwell say that 2+2=5?

Georges de la Tour. St. Sebastian tended by St. Irene.
c. 1634-1643. Oil on canvas. Gemäldegalerie, Berlin, Germany

http://www.youtube.com/watch?v=lstDdzedgcE

The song's title recalls the symbol of unreality from George Orwell's novel Nineteen Eighty-Four (1984). In the book, inhabitants of an authoritarian future state are made to engage in doublethink, replacing their own conscience and beliefs with those imposed from above. At the end of the novel, the protagonist's individuality is demolished, as he avows that two and two are, in fact, five.

"Are you such a dreamer
To put the world to rights?
I'll stay home forever
Where two and two always makes a five
I'll lay down the tracks
Sandbag and hide
January has April's showers
And two and two always makes a five
It's the devil's way now
There is no way out
You can SCREAM and you can shout
It is too late now
Because..."